Досудебное решение споров

Досудебный порядок урегулирования споров является важным механизмом решения возникающих между сторонами конфликтов, который фильтрует споры, поступающие на рассмотрение суда, пропуская в суд дела, действительно требующие правового рассмотрения.

Изначально стороны сами предусматривают до судебный порядок урегулирования споров, хотя в иных случаях он обязателен, если дела касается услуг перевозки, почты и предприятий, работающие в сфере услуг связи и тд.

Приведем некоторые примеры обязательного досудебного порядка урегулирования споров. Так, п. 2 ст. 452 ГК РФ устанавливает обязанность заинтересованной стороны до обращения в суд направить другой стороне предложение изменить или расторгнуть договор.

Обязательный досудебный (претензионный) порядок предусмотрен Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ, Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ, Воздушным кодексом РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ, Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи». Указанные нормативные акты определяют случаи, когда участники отношений обязаны соблюдать претензионный порядок, регламентируют сроки и порядок предъявления претензий, их содержание, сроки ответа на претензии и иные вопросы.

Федеральные законы, регламентирующие обязательный досудебный порядок по договорам перевозки грузов, делают это достаточно подробно, то применительно к добровольному установлению претензионного порядка отсутствуют нормы, которые определяют форму и содержание претензии, сроки ее предъявления.

По возможности следует при определении в договоре процедуры досудебного порядка четко и подробно прописать механизм его реализации, и прописать права и обязанности сторон. В ином случае положения могут быть восприняты судом как рекомендательные и, следовательно, как не подлежащие исполнению.

При этом под соблюдением досудебного порядка понимается сам факт направления претензии, сроки ее отправки, ее содержание, сроки ожидания ответа контрагента на претензию и иные предусмотренные законом или договором условия.

Так иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.

Федеральными законами также предусматривается пресекательный срок,  те если он истекает, то лицо теряет право предъявления претензий и в дальнейшим  служить основанием для отказа от ее рассмотрения и исполнения.

Например, ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ установлен шестимесячный срок предъявления претензии к перевозчикам.

При рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству согласно ст. 131 ГПК РФ и 128 АПК РФ суд устанавливает, содержатся ли в предоставленных документах сведения о соблюдении истцом досудебного порядка, если таковой предусмотрен федеральным законом или договором. При отсутствии таких сведений суд оставляет исковое заявление без движения или выносит соответствующее определение, в котором устанавливает срок для предоставления необходимых сведений. В случае если истец не устранит данные нарушения, суд возвращает исковое заявление.

Следует отметить, что ни возврат искового заявления, ни оставление его без рассмотрения не препятствуют повторному обращению истца в суд с таким же требованием.

Стоимость услуг:

  • Составление претензии — от 1000 рублей
  • Подготовка запросов, уведомлений, писем в государственные органы — от 500 рублей
  • Представление интересов Клиента в государственных органах, получение документов — от 1000 рублей

Получить бесплатную консультацию